Про игрушки

Челябинская область 
Копейский городской округ 
 

МДОУ "ДС № 36"
муниципальное дошкольное образовательное

учреждение  "Детский сад № 36"

Про игрушки

 

...какие игрушки нужны малышу

Приобретение игрушек для малыша — одна из приятных и вместе с тем чрезвычайно сложных задач, стоящих перед родителями. С одной стороны, изобилие кукол, машинок, паровозиков, меховых зверюшек на прилавках магазинов радует наш глаз. Но с другой стороны, делая покупку, бывает трудно сориентироваться, разобраться и выбрать ту единственную и нужную игрушку, которая будет в полной мере способствовать физическому и умственному развитию малыша, учитывать его возрастные особенности и, возможно, станет самой любимой, самой дорогой и самой нужной вещью для Коленьки или Вареньки. Ведь очень часто понравившиеся нам игрушки, к сожалению, не привлекают внимание ребенка, а какой-нибудь сломанный паровозик, который мы давно собираемся выбросить, является любимой игрушкой нашего сынишки.
А бывает и так: весь дом заполнен игрушками, но малыш с ними не играет... Вернее, он с радостью встречает каждую новую игрушку, но проходит совсем немного времени, и он ее забывает. Мама и папа, думая, что имеющиеся игрушки чем-то не подходят их ребенку, покупают все новые и новые. Многие родители понимают, что совсем не обязательно и даже не желательно иметь в доме большое количество игрушек. Главное, чтобы все они были в какой-то степени полезными, а не пылились на полках или в ящике. Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?
Игрушки для детей раннего возраста в первую очередь должны способствовать развитию ходьбы, бега, крупной и мелкой моторики и речи. Для развития ходьбы и бега подойдут большие мячи или шары, различные игрушки на колесиках (имеющие длинную ручку) или каталки, кони большого размера на колесах, устойчивые детские коляски, грузовики. Когда ребенок научится уверенно ходить, ему можно покупать игрушки на веревочках, — чтобы он бегал с ними и оглядывался назад.
Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, мячи средних размеров, пирамидки, матрешки, баночки и мисочки. Эти игрушки потребуются ребенку уже в возрасте полутора лет.
Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие или резиновые), кукольная мебель, машинки, а также игрушки-заместители, то есть те игровые материалы, которые могут заменить ребенку знакомые предметы. К ним относятся бруски различных размеров, большие и маленькие коробки, разнообразные по форме дощечки, полоски бумаги, разноцветные лоскутки и пр. Примерно с двухлетнего возраста дети могут проводить время с настольными играми, многие из которых также способствуют развитию речи.
Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Малышу будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным. А ведь нам, взрослым, иногда кажется, что чем крупнее игрушка, тем больше она поразит воображение нашего ребенка. Слишком маленькие игрушки (мелкая мозаика, маленькие шарики, игрушки из «Киндер-сюрпризов» и др.) также не рекомендуется давать маленьким детям, так как малыш может проглотить их. Американский психолог Б. Уайт (1982) советует родителям не покупать детям до двух лет заводные игрушки, потому что ребенку пока еще трудно самостоятельно справиться с ними.
Сколько игрушек должно быть у ребенка?
Детский психолог А. С. Спиваковская на этот вопрос отвечает так: «Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения» (Спиваковская А. С.,1999, с. 40).
Объем внимания ребенка еще невелик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создается впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу.
Некоторые родители недоумевают: не покупать новых игрушек, чтобы не превысить их необходимое число? Конечно, нет. Покупать игрушки малышу необходимо, но чтобы старые, привычные игрушки не надоедали, их можно прятать. А если малыш вдруг вспомнит, что у него когда-то был меховой котик или разноцветная матрешка, а теперь ее нет, ничего страшного, эту внезапно востребованную игрушку можно поискать вместе с малышом и, конечно же, найти. Вот будет радости и у вас, и у малыша!
Хранить игрушки дома лучше не в одной большой коробке, а в нескольких поменьше, тогда их можно переносить с места на место и играть в той комнате, где находится мама. Кроме того, в этом случае можно приучать ребенка к сортировке игрушек: в одну коробку он будет складывать машинки, в другую — куклы и т. д.
Выбирая игрушку в подарок ребенку, трудно предугадать, станет ли она любимой или хотя бы весьма востребованной в повседневной деятельности малыша. Конечно, не существует единых правил по выбору игрушек для всех детей. Ведь один ребенок может долго заниматься одним делом, а другой способен удерживать внимание на предмете лишь несколько секунд. Кто-то из малышей обожает конструкторы, кто-то — куклы и т. д. Однако существует несколько общепринятых рекомендаций, которые могут помочь родителям выбрать игрушку для малыша.
Прежде всего, игрушка должна быть прочной и безопасной (без острых углов, без вредных химических покрытий). Хорошо, если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребенка: например, меховой мячик, приятный на ощупь, внутри которого находится твердый пластмассовый шарик, наполненный множеством мелких предметов, гремящих при манипуляциях с мячиком.
Желательно, чтобы ребенку было приятно не только смотреть на игрушку, но и захотелось бы использовать ее в играх.
Игрушка может быть многофункциональной: например, тот же меховой мячик может быть сшит из кусочков меха разного цвета, и тогда его можно использовать для развития восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия.
Исследования наших психологов, показали, что наибольшей популярностью у детей раннего возраста пользуются машинки, на втором месте стоят кубики и мячи, затем — куклы, меховые и резиновые игрушки, игрушки на веревочке. Многие родители отмечают, что дети любят в своих играх использовать воду, крупу, безопасные предметы, мамину косметику и папины инструменты.
Во все времена огромной популярностью у детей пользовались самодельные игрушки. То, какие это будут игрушки и как их можно изготовить, зависит от самих родителей и от ребенка – творите без ограничений! Главное, чтобы ребенок тоже участвовал в процессе:
Купленная в магазине игрушка редко бывает многофункциональной, то есть она, как правило, предназначена для отработки только одной функции (памяти, внимания и т.д.) или только одного навыка. Поэтому можно использовать игрушки, сделанные руками родителей и детей.
Если ребенок принимал участие в изготовлении игрушки, он, как правило, не бросит ее, поиграв один раз. Участие же ребенка в процессе производства может быть разным: если малышу 2,5—3 года, он поможет вам склеить поверхности, раскрасить игрушку фломастером. А если ребенок совсем мал, можно попросить его пригладить ладошкой склеенную поверхность, показать пальчиком, где нарисовать киску и т. д. Даже такое ограниченное, на взгляд взрослых, участие создаст у него ощущение общности со взрослым и гордости за проведенную работу.
Поэтому и игрушка, которая станет результатом вашего совместного труда, будет любима малышом и принесет ему радость и пользу.
Сделать игрушку можно из любого «бросового» материала: из пробок, пластиковых бутылок, картонных коробок и др.
Покажите малышу, как можно играть с новой игрушкой, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений. Итак:

  • При приобретении игрушек исходите из интересов ребенка, его возрастных возможностей.

  • Каждую новую игрушку надо «обыграть», объяснить, показать, как с ней можно играть и т.д.

  • Чем меньше ребенок, тем меньше игрушек должно находится у него в поле зрения.

Используйте любую возможность сделать игрушку вместе с ребенком

Информация подготовлена по материалам
психологов: Мониной Г.Б., Лютовой Е.К., Осориной М.В.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»