Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Челябинская область 
Копейский городской округ 
 

МДОУ "ДС № 36"
муниципальное дошкольное образовательное

учреждение  "Детский сад № 36"

Поиграем!

 

...поиграем...

 

Самая распространенная точка зрения родителей на детскую игру – играть с ребенком нужно, но непонятно, в какие игры играть и как вообще это делать, чтобы это принесло больше пользы. Давайте попытаемся ответить на эти вопросы.
Детская игра чрезвычайно важна для развития ребенка. Она обеспечивает эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания. Психологами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность к воображению, творческому мышлению. Это не говоря о том, что и другие психо – физические функции (внимание, память, восприятие) лучше всего развиваются в игровых условиях.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом. Она оказывает большое влияние на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Воспроизводя в игре взаимодействие и взаимоотношения взрослых, осваивая правила и способы этого взаимодействия, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Ребенок учится управлять собой, сдерживая свои желания ради совместной игры с друзьями. Думаю, даже не надо объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни.
Психологические исследования показывают, что ребенку, который не «доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.
Итак, чтобы игра стала генератором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью во всей ее полноте. А взрослый может ему в этом помочь.
Каким образом ребенок учиться играть? Пока существуют разновозрастные группы детей, игра может передаваться стихийным, традиционным путем от одного поколения детей к другому. Каждому случалось наблюдать малышей, которые подолгу могут стоять и смотреть за тем, что делается на игровой площадке, как играют старшие дети. Постепенно маленькие дети втягиваются в общую игру.
В условиях нашего времени, когда у детей меньше возможностей соприкасаться с различными возрастными группами нарушается традиционная передача игровой культуры. Отчасти, эту потерю можно восполнить ИГРУШКОЙ. С ее помощью взрослый может выступить носителем игровой культуры, стимулировать детей к имитации действий взрослых («Вари обед кукле») или ввести в жизнь малышей игры с правилами (лото, футбол и т.д.) Только надо помнить, что к кукле или роботу не прилагается инструкций, как в них играть…
Содержание игры – это не иллюзия и не копия реального мира, а активное, творческое воссоздание его. Воспроизводимые в игре события, персонажи и их действия - все это продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных мультфильмов. И ребенок свободен в комбинировании имеющихся у него знаний.
В какой последовательности появляются различные игровые действия? К 3 годам ребенок овладевает самым простым способом построения игры – предметно- действенным. Но он возможен только когда ребенок овладел рядом простых действий с предметами (ложкой – едят, расческой - причесываются и т.д.). По мере того, как ребенок учиться соотносить, сравнивать свои действия с действиями других людей – формируется ролевое поведение в игре. Можно начать формировать его с 2,5 – 3 лет.
После 5 лет игра ребенка становится очень разнообразной. Ребенок уже выступает как творец, сценарист и режиссер этого мира, событий, происходящих в нем. Но это – дети, хорошо владеющие игрой. Поэтому усилия взрослых должны быть направлены на формирование умения выделять целостные сюжетные события, комбинировать их в последовательности и делать это согласованно с партнером. Как? Дети обычно очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.
Некоторые эксперименты показывают, что большинство дошкольников предпочитает игру с взрослыми игре с игрушками или со сверстниками. Но многие дети способны наблюдать за нами – «А в самом деле он играет или притворяется?». В таком случае – залог успеха – принятие взрослым позиции равного, взаимная свобода в отношениях с ребенком. Надо подключиться к игре ребенка, которую ребенок уже начал сам и постараться понять, разгадать замысел ребенка. Для этого нужно предварительно «подсмотреть» игру ребенка. А дальше все зависит от вас и вашей фантазии, способности включиться в игру ребенка и самозабвенно играть. Итак:

  • Не объясняйте ребенку, как надо играть, а играйте вместе с ним, принимая позицию партнера, а не учителя.

  • Не забывайте о том, что игра начинается с простейших действий с предметами и подражания взрослой жизни, постепенно переходя к более сложным формам.

  • Не упускайте из виду, что ребенок должен научиться согласовывать игровые действия с партнерами – сверстниками. Поэтому не стремитесь все время угадывать направление его мысли. Партнеры по игре должны пояснять смысл игровых действий друг другу.

 Спиваковская А.С. Игра – это серьезно
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком
Чуковский К.И. От двух до пяти
Эльконин Д.Б. Психология игры

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"